повернутися Ї: дискусія

   www.ji-magazine.lviv.ua
 

Михаил Лузин

С Майданом как с сексом –
либо им занимаешься, либо не пи***и!

Киев, Декабрь 24 (Новый Регион, Михаил Лузин) – Московский журналист «НР» Михаил Лузин, приехавший в Киев для освещения событий украинской революции, очарован Майданом: «Те, кто не здесь, ничего не понимают!». Об этом он пишет в авторской колонке.

...Это фантастически, потрясающе, это ошеломляет и срывает все одежды с духа. В субботу на Майдане Незалежности был концерт группы Dakh Daughters. Я стоял перед сценой и ясно осознавал, почему я в Киеве. И почему те, кто не в Киеве, ничего не понимают. Здесь жизнь. Здесь бьется сердце. Здесь свобода.

На расстоянии этого нельзя почувствовать. Через медиа долетает только мертвечина: факты, расклады, пища для анализа. Или вибрации чего-то настоящего, если у вас хорошие антенны.

Две с небольшим недели назад я, будучи еще в Москве, читал ленту Фейсбука, и видел резкий контраст между тем, что пишут друзья в Москве и друзья в Киеве.

«Вчера так напилась», «Купили подарочки на распродаже», селф-шоты из ресторанов, – это Москва. Киев транслировал: «На Майдан Незалежности вышло полтора миллиона человек». «Крещатик перегорожен баррикадами». «Власть стягивает в Киев отряды спецназа». Киевляне синхронно пишут об одном, в отличие от москвичей, которые будто разбрелись по разным комнатам большой квартиры, и стремятся максимально не пересекаться с соседями.

Я понял, пора выпиливаться из собственного панциря и ехать в Украину. Позвонил другу в Киев, спросил, нельзя ли остановиться, а друг предложил, по старой памяти, работу журналиста. Поскольку я бы и так снимал, постил и разбирался, не согласиться было бы глупо.

Я снимал и постил, а друзья из Москвы скептически комментировали. Весь спектр позиций – от «все равно ничего не изменится» до «фашиствующей бандеровщины, купленой на кровавые деньги Госдепа».

Я задолбался объяснять соотечественникам, что тут происходит, но никак не мог сформулировать для себя, почему никто ничего не понимает. А на концерте Dakh Daughters понял.

Дело даже не в пропаганде, а в простом эффекте присутствия. Все равно, что про секс рассуждать по итогам прочтения медицинской энциклопедии: «Да ну, это негигиенично, и вообще, можно трипак словить». Вот так россияне про майдан рассуждают приблизительно. С Майданом как с сексом – либо ты им занимаешься, либо не п**ди.

Можно сколько угодно рассуждать про цифры падения ВВП Украины, рейтинг Януковича, американские НПО, делать прогнозы, как скоро Запад разойдется с Востоком, будет ли объявлено ЧП или досрочные выборы. Это все мертвечина. Абсолютно все. Чтобы понять Майдан, здесь нужно побывать. Майдан – это не столько политическая революция, сколько революция духа.

Тут и революционеров-то, по большому счету, нет. Есть обычные люди, которые вышли за пределы зоны комфорта, объединились ради общего дела. Кто-то айтишник, кто-то медик, кто-то из деревни под Ужгородом приехал, и каждый из них занимается на Майдане своим делом: кто-то готовит бутерброды, кто-то стоит на баррикадах, кто-то общается с журналистами, кто-то убирает территорию, кто-то работает с 9 до 18-00 в офисе, а с 18-00 до 4 утра дежурит на баррикаде, кто-то не приходит, но жертвует деньги. Фантастическая самоорганизация!

Для государственных структур, наверное, это самое неприятное в Майдане – он самим фактом своего существования демонстрирует, что никакие государственные институты в принципе не нужны, люди способны справиться сами.

Город бурлит. Все подходящие для этого поверхности исписаны лозунгами, кругом флаги Украины, каждый час на Майдане тысячи с воодушевлением поют государственный гимн, люди приходят в «Революционную комендатуру Майдана» с идеями, эти идеи обсуждаются, и часто – реализуются.

Я думаю, то же самое люди переживали в 1968-м в Париже и хочу верить, что тут будет все-таки будет Париж, а не Прага, «Будьте реалистами, требуйте невозможного!», а не танки.

По мне, Киев-2013 по своему историческому и культурному значению для нашего поколения будет на одном уровне с Парижем-1968 для поколения того. Майдан несет дух свободы.

Из чего вообще возник Майдан? В ночь на 1 декабря местный аналог ОМОНа жестоко избил студентов, требовавших от Януковича выполнить обещание и подписать ассоциацию с ЕС. То, что на следующий день в центр Киева вышли полтора миллиона человек, к евроинтеграции уже не имеет никакого отношения. Люди требуют наказать тех, кто бил до крови, и будут стоять до тех пор, пока выновных не найдут. Потому что уйти – значит согласиться с тем, что бить протестующих – это нормально.

Собственно, в этом и разница между украинским менталитетом и российским. В России, к сожалению, люди смирились с тем, что ОМОН имеет полное право бить людей. Россияне в комментариях приводят аргументы: мол, вот и в Берлине полиция протестующих газом разгоняет, это, типа, нормально. А украинцы уверены, что власть, которая бьет людей – это не нормально. И в качестве аргумента десятками тысяч выходят на улицу.

Это мне и нравится в Украине сейчас. Здесь у людей есть внутренняя свобода и чувство собственного достоинства.

 

 «Новый Регион – Киев»

24.12. 2013





 

Яндекс.Метрика