повернутися про нас пишуть:

http://gazetaua.com/?id=show&t_id=7&m_id=109

Клубная политика

Сергей ЧАЛЫЙ, "Украинская газета"
21.01.2006

В нашу лексику крепко вошло словосочетание "гражданское общество", основу которого должны составлять гражданские организации, НГО, или же английским языком NGO. Эти институции преимущественно воспринимаются нами как что-то исключительно современное, связанное с новейшей историей. Между тем самоуправляющиеся общества и братства на поприщах нашего государства начали возникать еще в средние века.

Как все начиналось

Времена те были чрезвычайно интересные, поскольку возникновение украинских самодеятельных неполитичных организаций, отстаивающих интересы православных мещан, было обусловлено логикой тогдашних событий. Так считает шеф-редактор львовского журнала "Ї" Тарас Возняк: "Завершается средневековье, меняется социальная структура общества, экономические отношения, появляется общественный феномен, называющийся "город". "Город" - то есть люди свободные. В средневековье говорилось о том, что воздух города делает человека свободным. Что такое город как таковой? Это люди, которые в законодательном смысле не зависят ни от большого магната, не являются крепостными, даже не зависят от короля. Они образуют своеобразные городские нации, эти люди заключили между собой и королем-сюзереном, который правил в то время в королевстве, определенное соглашение". По мнению Возняка, король, предоставляя городам Магдебургское право, в сущности оформлял свободу как таковую. Эта экономическая свобода сначала была сугубо законодательной. Но вместе с тем эти люди в трактовке вопросов, связанных с религией, тоже стремились к тому, чтобы самим решать основоположный вопрос веры. Ведь до той поры право трактовать Святое Письмо имели только священники или люди, глубоко связанные с тогдашней наукой. А здесь вдруг из-за печатания, из-за перевода и массового распространения книг, из-за написания полемической литературы большое количество людей, свободных экономически и законодательно, то есть мещан, получили доступ к трактовке наивысших реалий, чрезвычайно существенных в то время.

Другими словами, экономическая, законодательная и духовная независимость жителей городов плюс инспирации со стороны великой эпохи Реформации в Европе - все это имело мощный резонанс в Украине, который привел к формированию структур гражданского общества. Собственно, такие процессы происходили в самой Украине как части Европы. На этой основе и образуется такой феномен, как братства - и в Галичине, и на Надднепрянщине. Что примечательно - в Украине братства возникали на основе православия, в то время как на Западе - на основе католицизма и протестантизма. Тарас Возняк подчеркивает: "Распространение братств, организация братств пришли с Запада. Это была рефлексия на большой духовный подъем, произошедший в Европе вообще. Эти братства воспроизводились тоже в значительной мере по образцу братств в Чехии или в Польше. Но речь идет об украинском феномене, который дал нам основы гражданского общества".

Объединялись на защиту своих интересов украинцы в те времена не только в православные братства, хотя именно они оставили самый заметный след в истории. Но были еще и ремесленные цеха, ставшие основой жизни свободных городов вплоть до середины ХІХ века. Последний сапожный цех в Киеве прекратил существование уже в 1920-е годы. Так что определенная преемственность между структурами гражданского общества Украины казацких и новейших времен существовала, хотя, конечно, на землях, попавших под власть Московского царства, а затем Российской империи с общественными организациями было сложно. Их подъем после упадка времен Руины начался только в ХІХ веке.

На защиту национальных прав

Начиная с рубежа 1850-1860-х годов начинается процесс возникновения громады как центра украинской интеллигенции, осуществляющего национально-культурную и общественно-политическую работу. Первая украинская громада возникла в Петербурге, вторая (в 1861 году) - в Киеве (она в 1862 году насчитывала свыше 200 членов). Вскоре громады возникли в Харькове, Полтаве, Чернигове. Валуевский циркуляр 1863 года, закрытие воскресных школ и административные высылки приостановили деятельность громад, возобновившуюся только в начале 1870-х годов.

Громады (и самая известная среди них киевская - Старая Громада) из-за полицейских условий жизни Российской империи не имели утвержденных программ и организационных форм, их заседания по большей части маскировались под дружественные встречи. Как легальное прикрытие для своего научного и просветительского труда Старая Громада использовала в 1873-1876 годах Юго-Западный отдел Российского географического общества (закрытый в 1876 году вместе с появлением Эмского указа). Позже Старая Громада сосредоточивается на украиноведческой работе, печатным органом становится журнал "Киевская старина" (1882-1906 годы).

С 1890-х годов деятельность громад опять оживляется вместе с определенной либерализацией общественной атмосферы, происходит консолидация "старых" и "новых" громад. В то же время все они политизируются, на их основе возникают Братство Тарасовцев и Революционная украинская партия. Но это уже другие измерения истории...

А вот в условиях относительно либеральной Австро-Венгерской монархии со второй половины ХІХ века существовала свобода создания общественных организаций. Здесь начинают действовать громады "Січ" (в Вене, с 1868 года), Академический кружок (с 1870 года), Общество имени Шевченко (с 1873 года) и тому подобное. В начале ХХ века украинцы Галичины и Буковины уже имели разветвленную сеть общественных организаций практически во всех сферах общественной жизни. Значительная часть из них продолжила деятельность и на украинских землях, входивших в 1920-1939 годах в состав Польши.

А еще и на западе, и на востоке Украины в те времена возникает кооперативное движение, которое перерастает рамки сугубо экономического явления. Слово предоставляется киевскому историку Игорю Гиричу: "Вообще кооперация - это возможность для украинского селянина самоорганизоваться и иметь экономическую силу, позволяющую конкурировать с предпринимательством, промышленным капиталом, и выйти, наконец, из нищенского состояния. Кооперация - это была не только экономическая акция, это был вопрос политической целесообразности существования украинского агрария.

Игорь Гирич соглашается, что кооперативное движение началось одинаково как в Галичине, в подавстрийской Украине, так и в подроссийской Украине. Но реальную силу кооперативы показали именно в Галичине. Там их количество доходило до нескольких тысяч в начале ХХ века.

Именно Днепросоюз был той экономической силой, которая поддерживала УНР в 1917 году. Когда начали бороться с украинским так называемым национализмом, "петлюровством", то первый удар пришелся именно по кооператорам. Днепросоюз, в частности, выдавал книги. Примечательно, что Грушевский свою "Иллюстрированную историю" выдал именно за деньги Днепросоюза.

Начало кооперативного движения показало, что украинцы могут себя накормить и самоорганизоваться. А вот когда началась кооперация по-ленински, то люди, хотевшие свободно кооперироваться, и психологически, и ментально абсолютно не отвечали ленинской концепции. Свободный селянин был свободным кооператором в 1920-х годах. А затем его "раскулачили"...

Общественные организации: от советских к независимым

Конституция СССР 1977 года (ст. 51) и Конституция УССР 1978 года (ст.49) признавали право граждан на объединение в общественные организации, которые объявлялись важной частью политической системы. Но в то же время было установлено, что общественные организации образуются в соответствии с потребностями коммунистического строительства и их ядром является КПСС. Эти огосударствленные общественные организации разделялись на массовые (комсомол, профсоюзы, кооперативные организации), творческие союзы (союзы писателей, художников, композиторов и т. п.) и добровольные громады (научные, научно-технические, оборонные и т. п.).

Определенная степень самодеятельности (в жестко определенных рамках) допускалась только в работе творческих союзов и части добровольных громад (преимущественно - научных и научно-технических). Но те организации, которые возникали действительно в результате инициативы "снизу", либо ликвидировались (например, Клуб творческой молодежи в Киеве, действовавший в начале 1960-х), либо контролировались официальными организациями (например, популярные в 1970-1980-е клубы самодеятельной песни, опекать которые поручили комсомолу) или клубами любителей фантастики, легализованными только в середине 1980-х.

Впрочем, я лично могу вспомнить добрым словом полностью легальную общественную организацию, действовавшую в брежневские времена в Киевском университете: научное студенческое общество. Это была по большей части действительно полезная и в самом деле инициативная работа: номинально руководил комитет комсомола, но фактически - достаточно автономная деятельность. Временами - на грани фола, как со студенческими кружками, которые вели неортодоксальные преподаватели гуманитарных наук.

Следовательно, когда с развитием процессов горбачевской "перестройки" начали возникать многочисленные новые общественные организации, они сначала были названы "неформальными". Известными такими объединениями периода "перестройки" были Украинский культурологический клуб в Киеве (1987 год), культурологическое Общество Льва во Львове (1988 год), экологическое движение "Зеленый мир", общество защиты бывших узников тоталитарного режима "Мемориал", Общество украинского языка им. Т. Шевченко (ОУЯ). Основанное в феврале 1989 года, ОУЯ стало первой "неформальной" всеукраинской организацией, которая была официально зарегистрирована Советом Министров УССР и получила право выдвигать кандидатов на выборы народных депутатов УССР и депутатов местных советов в марте 1990 года.

С начала 1990-х годов количество общественных объединений в Украине стремительно растет. В 1991 году в Украине действовало около 300 общественных организаций, в 1996 году - свыше 12 тысяч, а в 2000-м - около 27 тысяч. По количеству общественных организаций лидером среди городов является Киев - 14% от общего их количества. На втором месте - Львов и Львовская область...

Строим сами себя и свою страну

Влиятельные общественные организации возникают временами буквально на виду у всех. Без всяких западных грантов. Вот что рассказывает координатор проектов Альянса "Площадь" Михаил Свистович: "Альянс гражданских активистов "Майдан" был создан сразу после Помаранчевой революции для того, чтобы воплотить идеалы Майдана в жизнь. Это неформальная организация. Это просто различные организации в разных городах Украины: большие, маленькие, всеукраинские, районного значения, которые постепенно все больше и больше координируют между собой деятельность, обмениваются опытом. В Альянсе "Майдан" нет какого-то органа, который решает все вопросы. Пока все происходит на уровне координации. Все вопросы решаются консенсусом или согласием разных организаций, которые входят в Альянс "Майдан".

Теперешние общественные организации являются логическим продолжением давних братств, потому что возникли в похожей ситуации, - такой, на первый взгляд, неожиданный вывод делает Тарас Возняк. По его мнению, можно говорить, конечно, о влияниях структур NGO из цивилизованного мира. Но сами обстоятельства, сами условия жизни в Украине изменились после распада советской системы, появились свободные люди. Эти свободные люди так или иначе, рано или поздно будут самоорганизовываться в разного рода объединения, союзы для осознания и защиты своих или иных интересов. "Это может быть объединение людей со специфическими потребностями. Например, объединение больных СПИДом или же это могут быть клубы бизнесменов. Они внегосударственные, потому что как только начинается формирование тех структур со стороны государства, сверху, то это вряд ли рецептор, который будет объективно отображать реальную ситуацию. Вместо этого те самоорганизованные общества такими структурами являются. Ввиду того, что изменились экономические и политические обстоятельства в Украине, вырос уровень свободы, то эти общества возникают и будут возникать", - считает шеф-редактор журнала "Ї".

Кажется, Тарас Возняк глубоко прав. Тем-то гражданское общество и отличается от тоталитарного, что гражданин пытается решать большинство своих вопросов не с помощью государства, а самостоятельно, в частности, через объединение с другими гражданами для защиты своих самых разнообразных потребностей и интересов. Этому служат общественные организации. Чем больше их, чем они более действенны, тем выше уровень развития общества.

КСТАТИ
"А еслі би брат брата словом в братстві наганбив, маєть биті каран сідіньєм на звонниці, а вини камен воску маєт дати і брата перепросити не отходячи, а все братство перепросити. Слова непотребниї хто б мовил в братстві, вини фунт воску... А котрий би брат бил каран сідіньєм или виною, маєть по карності зараз перепросити того, кому бил провиніл, да не зайдеть сонце во гніві вашем".
Фрагмент из устава Львовского братства, написанный на староукраинском языке (конец XVІ века).