на головну сторінку незалежний культурологічний часопис <Ї>

   www.ji-magazine.lviv.ua
 

Анатолiй Ахутiн, радянський, російський та український філософ, фахівець в області історії науки, філософії науки, історії філософії та культурології

Про рабов и свободних

Вспоминаю известное изречение Гераклита: "Сражение -- отец всего и царь всего: одних являет бессмертными, других смертными, одних делает рабами, других свободными". Говоря шире, война, событие, где дело идет не только о жизни и смерти, а о том, за что отдают жизнь, и о том, что охраняют, убегая от смерти. Словом, открывается кто есть кто и каждый рождается в своем собственном лице, без мирных масок. 

Удивляюсь, сколько людей под разными предлогами причисляют себя к лику бессмертных. Нет, они надеются не на бессмертие своих тел, а на божественность своих занятий. Они сознают себя на Олимпе и пьют бессмертие прямо с небожителями. Они --сверх всяких ответственностей, обязанностей, виновностей, им надо свои бессмертоносные сочинения писать, международные доклады делать, лениво отмахиваясь от ненароком залетевших ракет. 

Признать свою смертность -- уже означает признать свое соучастие в сражении. Это значит: (1) взять сторону; (2) осознать свою значимую конечность: ты -- это не твои бессмертные идеи и доклады, а твоя единственная раз и навсегда (не было и больше не будет) жизнь, порученная тебе, как задание; (3) у тебя нет алиби (об этом уже говорил); (4) честнее -- то есть чище, достойнее -- признать свое полное человеческое поражение, чем отговариваться инфантильными самооправданиями. С этого момента начинается разделение на рабов и свободных. 

"Я виноват, я соучастник преступления" -- это поступок свободы. "Меня обманули, меня заставили" -- сознание раба. Я сражаюсь, пч для меня есть нечто более ценное чем жизнь, без чего жизнь лишается смысла (жизнь не в жизнь) -- это самосознание свободного. Не трожьте меня, все виноваты, всё всегда так было, я маленький человек со своим маленьким садочком,  -- это сознание раба. 

Так что осторожнее, преступная война России против Украины идет не только в Украине, мы все на ней, все в гераклитовом сражении. В безжалостно резком свете войны каждый обнаружит свое лицо, более того, каждый на деле станет -- бессмертным в славе, смертным в участии, свободным в поступке, рабом в бездействии.

5 03 2022