повернутися Ї: дискусія

Юрий Пахомов

Кого обслуживает властная вертикаль Украины:
о распределении доходов

Несправедливость, в виде чрезмерного разрыва в доходах богатых и бедных, приоткрывает свои новые тайны. Всегда считалось, что выраженная таким образом несправедливость сводится в худшем случае к банальной озлобленности бедных. Как крайний вариант, то есть в ситуации далеко зашедшей несправедливости, возможны народные бунты и даже революции.

Все это так. Но оказалось, что к конфликтам на почве несправедливости дело не сводится. Еще более опасна в случаях несправедливости нарастающая и необратимая человеческая деградация. Опасна потому, что деградация имеет следствием психологическую депрессию, а депрессивный работник не только в труде неэффективен, но еще и опасен. Особенно опасен в ситуации высокотехнологичности, где важна бодрость духа.

Страной, которая первой адекватно среагировала на опасность от несправедливости, была, конечно же, лидирующая в мире Америка. Но всполошилось не руководство страны, а слой людей богатых. Так, богач Уоррен Баффет первым громогласно заявил о своей готовности жертвовать значительную часть дохода бедным. За ним потянулись другие лидеры мирового бизнеса. Причем они не скрывали, что речь идет не столько о справедливости как таковой, сколько о выгодах, получаемых от усиливающихся мотиваций. И именно по этой причине богатые люди Америки ратовали за то, чтобы жертвенность стала массовой.

Более обстоятельно занялся решением проблемы несправедливости Китай. Вопрос, как и положено, был вынесен на политбюро Компартии Китая. В итоге было принято решение существенно уменьшить разрыв между доходами богатых и бедных. И в этом случае обозначенные меры нацелены были не на абстрактную справедливость, а на получаемый от нее дополнительный экономический эффект.

Наряду со знаковыми странами Запада и Востока, меры по сближению доходов богатых и бедных разрабатываются и в России. В этой стране, склонной к справедливости, власть и общественность развернули широкую дискуссию по проблематике налогов на недвижимость, на роскошь, и на доходы от бизнеса. Похоже, что согласно сложившимся в России традициям жертвенности, справедливость по итогам реформирования будет в этой стране даже доминировать над эффективностью.

Ну а что же Украина? У нас, как и положено, указание о данной проблематике исходит от президента. Пока что высшие чиновники следующего ранга сосредоточились на … детенизации заработной платы. А это сводится лишь к получению дополнительных доходов за счет среднего класса, а не за счет богачей. Сомнений нет – надо любой беспорядок преодолевать, в том числе нарушения в механизмах зарплаты. Но ведь это не решает накопившихся в Украине проблем социальной справедливости. В чем, казалось бы, состоит задание, идущее от президента.

Ну, что же. Видимо, страна не доросла до той степени борьбы за справедливость, которая затрагивает украинских олигархов. А между тем, на Украине совокупное состояние 200 самых богатых граждан равняется трем годовым украинским бюджетам, так что имущественный разрыв между богатыми и бедными не случайно у нас один из самых высоких в мире. Похоже, что олигархическую идиллию на Украине никакое налогообложение на роскошь ощутимо не затронет. И до того, что богачей надо повышенными налогами облагать, на Украине никто «не додумается». В этом отношении показательна статистика, приводимая Юрием Лукашиным в газете «2000». На Украине, согласно этой публикации, в 2010 году 50% самых бедных заплатили 36% налогов, тогда как в США на эту категорию граждан приходилось лишь 2,3%. Там (в США) 10% богатых платят 70% налогов, а 1% самых богатых – 36%. В современной же Украине соответствующие показатели составляют 20% и 4%.

В свете приведенных данных естественно возникает вопрос – кого обслуживает властная вертикаль Украины.

 

http://www.odnako.org/blogs/show_16834/

19 марта 2012



 


Яндекс.Метрика