повернутися Ї: дискусія

   www.ji-magazine.lviv.ua
 

Звернення адвоката Андрія Козлова,
представника Української держави в судах

Его Превосходительству

Президенту Украины

 

Его Превосходительству 

Премьер-Министру Украины

 

 

 

Господин Президент,

Господин Премьер-Министр,

 

Это открытое послание направляется вам, поскольку первый из вас в свое время уполномочил меня от имени Правительства, а второй в данный момент занимает должность, распространяющую данные полномочия. В течение 10 лет, с декабря 2002 года, в каденцию трех Президентов и шести Правительств я исполнял данное мне поручение, представляя Украинское государство, Кабинет Министров и Министерство обороны, в нелегком для нашей страны деле о крушении самолета Ту-154М над Черным морем, случившейся 4 октября 2001 года. Девять из десяти этих лет не стоили Украинскому государству ни гроша, а его должностным лицам - излишних затрат времени и нервов. Для достижения положительного результата, который наконец явился нам в декабре прошлого года, когда в судебном порядке была окончательно доказана полная несостоятельность версии авиакатастрофы, ранее опубликованной стороной, производившей расследование, я счел возможным пренебречь такими мелочами, как карьера, комфорт, а иногда, похоже, и безопасность. Я делал это не ради чинов, славы, почестей или наград, которые усилиями раздающих их направо и налево все чаще превращаются в банальные побрякушки. Я делал это ради доброго имени нашей страны и ради собственного доброго имени, доброго имени наших сограждан. Однако события последних недель, к которым вы имели непосредственное отношение, в очередной раз поставили доброе имя, репутацию нашей страны на международной арене если не под угрозу, то определенно под большой вопрос.

 

В указанных обстоятельствах и ввиду того, что моей профессией является международное право, имею все основания как гражданин требовать от Украинского государства прислушаться к моему мнению относительно той неприглядной ситуации, в которой оно оказалось вашими стараниями относительно нашей европейской интеграции.

 

Несколько совестно преподносить эти азбучные истины, но крупное европейское государство, каковым вне всякого сомнения является Украина, при выборе и правовой фиксации стратегии в международных отношениях не может и не должно вести себя, как мелкий лавочник на восточном базаре, внезапно возобновляя торг после того, как все условия соглашения были неоднократно проверены и установлены. Крупное европейское государство не вправе в одностороннем порядке, путем принятия неких внутренних актов сомнительной юридической силы, выходить из процесса подписания международного договора, поскольку это противоречит принципам международной вежливости, comitas gentium. "Новые" обстоятельства, о которых вы говорите нашим европейским партнерам, отнюдь не новы, поскольку существовали на всем протяжении подготовки Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом к подписанию. Крупное европейское государство, стремясь обрести свое место в общем европейском доме, не пытается установить ранее не обусловленные правила совместного бытия и перечить давно  сложившемуся там правопорядку. Наконец, крупное европейское государство должно исполнять свои европейские обязательства до конца, игнорируя шантаж и давление какой бы то ни было третьей стороны, - и только тогда заслуживает истинного уважения и надежной поддержки. И уж тем более не должно оно приглашать шантажиста за общий стол переговоров, в которых решается наша судьба и будущее Европы, поворачиваясь к этому шантажисту лицом, а к тем, кто терпеливо и последовательно сопровождал нас на пути в общий европейский дом, - спиной.

 

Я имею честь присоединиться ко мнению своего Учителя, одного из ведущих юристов-международников подлинно мирового масштаба профессора Владимира Буткевича, судьи Европейского суда по правам человека в отставке, который к тому же был одним из главных творцов действующей Конституции. Несомненно то, что 21 ноября с.г. при принятии Кабинетом Министров распоряжения № 905-р имели место значительные нарушения Закона Украины "Об основах внутренней и внешней политики", прямо относящего в пункте 2 статьи 11 к последним обеспечение интеграции в европейское политическое, экономическое, правовое пространство с целью приобретения членства в Европейском Союзе. Ни Президент, ни Правительство не вправе принимать какие-либо акты и предпринимать любые действия, противоречащие целям европейской интеграции, в том числе приостанавливать подготовку к подписанию соответствующих международных договоров, как то Соглашения об ассоциации, принимать меры, направленные на достижение целей, могущих привести к устранению самой возможности такого подписания. Кроме того, ограниченная коррекция внешней политики, не противоречащая ее основам, допускается исключительно путем послания Президента к Верховной Раде Украины (статья 12 Закона Украины "Об основах внутренней и внешней политики") - и никак иначе.

 

Хотел бы добавить, что согласно пункту 16 статьи 106 Конституции Украины Президент имел полное право и - как гарант Конституции - обязанность отменить этот незаконный акт Кабинета Министров, однако, к великому сожалению, предпочел одобрительно-наблюдательную позицию. Следует также отметить, что Законом "Об основах внутренней и внешней политики" на Президента возложено правомочие осуществлять контроль за соблюдением основ внешней политики, однако и эта президентская обязанность применительно к правительственному распоряжению выполнена не была.

 

Ясно осознавая те неотвратимые риски и потери, которые на начальном этапе, пусть даже в среднесрочной перспективе, принесет за собой необходимая для соответствия европейским стандартам трансформация, тем не менее, опираясь на опыт наших сопоставимых по человеческому и экономическому потенциалу соседей, той же Польши, выражаю уверенность в том, что стратегически они окупятся сторицей. Приведенные к европейскому стандарту украинские продукты, не исключая государственные услуги, такие, например, как близкое мне и, увы, находящееся в плачевном состоянии украинское правосудие, в конечном итоге станут значительно более конкурентноспособными, повысив инвестиционную привлекательность и предсказуемость нашей страны. Рост возможности выбора лучшего из предлагаемых товаров и услуг по наиболее привлекательной цене, его значительное расширение несомненно пойдут на пользу каждому гражданину и тому, кто в законном порядке выберет Украину в качестве своего места жительства. Открытие новых рынков заставит национального производителя динамично развивать производство, в первую очередь путем повышения интеллектуальной наполненности продукта, с тем, чтобы он мог вести уверенную конкуренцию со "старыми" игроками. Повышение экологических стандартов отзовется улучшением здоровья населения в целом и, как следствие, некоторым снижением нагрузки, а значит и возможностями для совершенствования медицинского обслуживания. Сложности отдельных отраслей и предприятий не только обнажат наши инвестиционные слабости, но и, при известной поддержке, вызовут большую мобильность, самозанятость и повышение числа квалификаций, обернувшись в итоге не только более современной структурой организации труда, но и более близким знакомством жителей одних регионов с другими, а значит - усилением национального единства. Наконец, действительное утверждение прав и свобод, в частности ясность и незыблемость права собственности, в том числе на сложные объекты, их эффективная институциализация обязательно приведут к усилению инициативы и сугубо гражданских, самоуправляемых проектов, как подняв уровень доверия в обществе, так и вызвав значительное усиление базовой инфраструктуры на уровне дома-улицы-квартала - того, на чем стоит нечто большее, общество и страна.

 

Говоря о Европейском Союзе метафорически, только в обществе равных и сильных партнеров гадкий утенок может стать сильной и красивой белой птицей. Не попав в такое общество, он обречен на прозябание где-то на задворках убогого птичьего двора, где правят обреченные попасть в бульон, тем не менее даже там всеми презираемый и осмеянный.

 

Посему вынужден предостеречь вас от дальнейших действий, которые могут отнять у нашей страны ее будущее, в котором она получит возможность стать по-настоящему сильной, в первую очередь благодаря реализации прав и свобод ее граждан и других жителей, развитой, динамичной и современной, отряхнувшись наконец от печального наследия нашей нелегкой истории, изжив пороки тоталитарного и при этом безответственного мышления в обществе и государстве. Считаю своим долгом потребовать сделать все возможное для того, чтобы новым поколениям не пришлось жить с грузом прошлого, расплачиваясь за ошибки предшественников. Возможно, у Европейского Союза есть некоторые (уверен, преодолимые) недостатки, однако ничего лучшего во имя обеспечения прав человека, мира, безопасности и стойкого развития личности и общества во всех аспектах наша цивилизация на Старом континенте пока не изобрела, чему подтверждением не только более чем полувековой опыт европейского сообщества в его нынешнем виде, но и вся европейская история.

 

Призываю вас исполнить свой долг перед страной и сделать все возможное для подписания, ратификации и безукоризненного исполнения Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом. Великий британский политик Уинстон Черчилль в свое время нашел мужество в значительно более тяжелый момент сказать своему народу, что не может предложить ему ничего кроме тяжкого труда, слез и пота. Вам, в отличие от Черчилля, управлявшего глубоко раненой империей в годину военных испытаний, значительно легче, поскольку четвертая часть его предложения, кровь, на данном цивилизационном этапе, к счастью, уже для нас не актуальна, да и Украина - не империя. Вы, мои сограждане, должны сделать над собой усилие, пренебречь сиюминутными тактическими соображениями, выгодами и сделать самим себе и своему народу такое же предложение тяжкого труда - не более и не менее. Убежден: Украинский народ, его новые поколения созрели для этих вызовов и испытаний, для принятия на себя ответственности за лучшее будущее, построенное на четких и отработанных на долгой практике европейских принципах, что недвусмысленно подтвердили массовые протесты на улицах и площадях наших городов после принятия решения о фактическом свертывании европейской интеграции. Дело, таким образом, только за вами.

 

Нельзя вставать на пути у прогресса - он все равно рано или поздно возьмет свое, с нами или без нас, но только вот промедление может значительно увеличить его цену, а медливших или отвергнувших его - предать в лучшем случае брезгливому забвению. Близится день, который я называю Днем Воли - 1 декабря, когда в 1991 году наш народ бесповоротно выбрал независимый путь развития. И если этот путь приведет нас в общий европейский дом, у вас будет шанс в чем-то оказаться наконец под стать отцам-основателям, достойными своего народа.

 

 

Андрий Козлов, адвокат

Представитель Украинского государства в судах (2002-2012)

 

 

P. S. Разумеется, все вышеизложенное является моим частным мнением и может не совпадать со мнением моих уважаемых коллег, упомянутых в доверенности и участвовавших в делах на их начальном этапе, а также со мнением в целом юридической фирмы, в которой они продолжают трудиться.

 

 

Приложения:

 

1) Копия второй бессрочной доверенности от 11 декабря 2003 года, выданной мне Премьер-Министром Виктором Януковичем от имени Кабинета Министров Украины;

 

2) Копия последней из доверенностей Министерства обороны Украины от 14 февраля 2012 года, с которой исполнение данного мне поручения было завершено.

 

 





 

Яндекс.Метрика