повернутися Ї: дискусія

Написати відповідь
Інші матеріали на цю тему

Война в Ираке - виртуальное событие для Украины

Джангужин Рустем (Институт мировой экономики и международных отношений НАН Украины, ведущий научный сотрудник)

Замечу, что уже само название рубрики, приглашающей к разговору, определяет его алгоритм и внутреннюю семантику в качестве решения силлогизма в полном, а не в усеченном объеме ...

Похоже, период периферического пространства и времени, в котором все мы пребывали на протяжении всего бесконечно долгого беспамятства советской “нирваны”,начинает проходить. Мы входим в реальное историческое время, в котором уже нет некоего директивного органа, который брал на себя все решения, как относительно нашей приватной жизни, так и дозы информации, характера и направления нашей коллективной реакции на то или иное событие, происходящее по ту сторону от “нашего” добра – в тамошнем “зле”.

В полноценном обществе сама постановка вопроса в ключе “если” предполагает последующий (мыслительный или практический) акт/акцию “то”… Ведь наше вхождение в глобальное пространство в качестве полноправных субъектов международного процесса уже произошло. По крайней мере, де-юре. И оно отнюдь не ограничивается теми эрзац-артефактами, символизирующими для нас образ “общества потребления”. И если мы не способны артикулировать “то”, то придется согласиться с тем, что мы все еще живем в состоянии, которое я условно определяю для себя “синдромом отложенной независимости”, проявляющим себя в инерции нашего мышления, мирящегося с усечением своих полномочий проявлять себя в полном объеме в качестве интеллектуальной воли и превращенной формы универсальности бытия.

Рассмотрю только один аспект проблемы.

Современный этап переустройства мира осуществляется под заметным влиянием на него технологий манипулирования массовым сознанием. По большому счету эти технологии просты и строятся по схемам, описание которых давали еще З. Фрейд и его последователи, когда они реконструировали феномен “массового сознания”. Результатом воздействия этих технологий, становятся современные PR-технологии. В частности, для достижения нужной цели используется механизм демонизации объекта формирующий в массовом сознании образов абсолютного зла, на роль которого выставляется идеология фашистского толка – типа ваххабизма, с одной стороны и группы стран, которая отстаивает идеалы гуманизма и справедливости – стран западного альянса, с другой.

Очевидная несостоятельность смещения понятий действительно террористической группы с исламом, как с историко-культурной общностью, в основу которой положены идеалы мира и справедливости, в данном случае представляются несущественной. Для достижения нужного результата важны внешние атрибуты и их семиотика – зеленое знамя, обряды и т.п. Поэтому террористическая суть политической группы приобретает в массовом сознании отчетливую формулу, в соответствие с которой, принадлежность к исламу, как однозначно демонизированной силе, превращается в неопровержимую улику. Усилению негативного воздействия служит и невероятная подстановка фактов. Недавно “выяснилось”, что, до последнего времени, непримиримые оппоненты “Аль-Каида” и Усама бин Ладен являются соратниками Саддама Хусейна. И это при том, что режимы С.Хусейна и М.Каддафи являются откровенно светскими.

Таким образом, путем подстановки и перекодировки фактов и посредством тотального информационного воздействия, предварительная цель зомбирования под девизом: “Ислам - основа терроризма” - достигнута, оставляя “победителям” легитимное право “повергнуть зло” и на открытый доступ к мировым запасам углеводородного сырья на территориях, принадлежащих “террористам”…

Нам предлагается обсудить силлогизм: “Если завтра война (, То)?..”

А не будет никакого “то” до той поры, покуда мы сами не станем полноценными субъектами международной политики. Покуда, образ звонящего колокола Джона Дона, не перестанет оставаться для нас только лишь литературным образом. Покуда сами мы не ощутим в себе потребность стать полноценными гражданами своей страны и гражданами вселенной. А это значит - брать на себя персональную ответственность за то, что происходит в нашей собственной стране и в окружающем нас мире. В ином случае, мы будем обречены, оставаться пассивными объектами манипуляций тех или иных “групп интересов”.

Что же касается “информационного повода”, которому посвящено наше обсуждения, то ответ на него для меня будет печально отечественен. Война в Ираке – для наших соотечественников – не более чем виртуальное событие. По своему суггестивному воздействию, по реальной значимости для нашей повседневной жизни оно, мало чем, отличается от тех сериалов, которыми мы заполняем свою жизнь.

В этом смысле можно говорить о том, что сфера наших интересов расположена на периферии реальных событий. А, значит – в предыстории или “по эту сторону” нашего искусственного мира, в которых зло олицетворяют игрушки – оловянные солдатики, а добро - очаровательные барби. Очевидно, что все они имеют отношение к реальной жизни столь же отдаленное как глоток ключевой воды к описанию химической формулы воды.

Именно поэтому, перед тем, как ставить затрагиваемые в наших обсуждениях вопросы, необходимо осознать, что независимость и суверенитет – это не внешняя данность, а внутренне осознанное и выстраданное судьбой состояние, побуждающее независимую, суверенную личность соизмерять свою приватную жизнь с ритмом исторического времени, чтобы влиять на него. Только независимое мышление воссоздает в себе всю полноту мира, в котором понимание грядущих изменений, их направление и смысл являются его практическим воплощением.